Библиотека, как развивающая информационная среда нового поколения.
Библиотека, как развивающая информационная
среда нового поколения.
Термин
«среда» используется в разных науках: философии, информатике, социологии,
экономике, истории и, как правило, обозначает совокупность внешних условий для
существования или деятельности некоторого субъекта. В нашем случае – это
школьная библиотека. Понятие информационная среда появилось сравнительно
недавно, в середине прошлого века.
С точки зрения повседневной логики,
практически все, что сегодня в условиях информационного общества относится к
информации, имеет отношение к информационным технологиям. Но в тоже время
информация существует и вне информационных технологий, например, информация
хранится на традиционных носителях – книгах – уже многие столетия. Таким
образом, информационная среда – это среда, где особое значение имеет информация
и все, что с ней связано, включая информационные технологии.
Если не рассматривать информацию и
информационные среды исключительно с позиций информатики, то информационные
среды начали появляться одновременно с развитием систем хранения и обработки
информации, то есть с появлением речи, а более активно с возникновением
письменной речи.
Формы информации,
создающие среду
Центры
информации
Носители
информации
устная
род,
община
мифы,
легенды, предания
письменная
религиозные
центры (библиотеки)
манускрипты,
рукописи
печатная
университеты
и религиозные центры (библиотеки)
книги
электронная
университеты,
библиотеки, сети интернет
электронные
носители информации
Из таблицы видно, что одной из ведущих
функций библиотек на всех этапах является информационная, а через неё
образовательная, развивающая, коммуникативная и культурно-просветительная. Библиотеки
всегда былиинформационными центрами.
Информационной
средой школьной библиотеки являются следующие компоненты:
1. Документы
на традиционных носителях.
2. Документы
на нетрадиционных носителях.
3.
Справочно-библиографический аппарат библиотеки.
4. Внедрение
нетрадиционных поисковых систем.
5.
Информационно - библиотечное обслуживание.
6.
Формированиеинформационной культуры
пользователей.
Рассмотрим
подробнее роль каждого из этих составляющих информационной среды.
1. Документы
на традиционных носителях вам всем хорошо известны. Это книги, периодические
издания, учебники. Формирование отраслевого и учебного фондов в соответствии с
профилем образовательного учреждения - одно из основных направлений в работе
школьной библиотеки. Документы на традиционных носителях являлись и сейчас
остаются компонентом информационной среды библиотеки.
2. Документы
на нетрадиционных носителях (в основном это компакт-диски, а также кассеты,
электронные и звуковые книги, другое).
3.
Справочно-библиографический аппарат состоит из двух больших блоков:
справочно-библиографический фонд и система каталогов и картотек. Чаще всего
пользователь обращается к энциклопедиям, словарям, справочникам.
4. Внедрение
нетрадиционных поисковых систем. Программа АИБС «Marc- SQL». В перспективе: все
фонды школьных библиотек образуют локальную информационную сеть и мы будем
иметь информацию о фонде любой школьной библиотеки.
5.
Информационно - библиотечное обслуживаниенаправлено на выполнение справок различного характера по запросам
пользователей библиотеки.
Актуальны
по-прежнему библиографические и рекомендательные списки литературы,
тематические выставки, обзоры, проведение массовых мероприятий, уроки
библиотечной грамотности.
6.
Формирование информационной культуры пользователей предполагает формирование у
читателей навыков независимого библиотечного пользователя.
Школьные библиотеки всегда были ресурсными
базами в образовании, но в связи с модернизацией образования информационная
функция библиотеки также претерпевает определенные изменения. Введение нового
Федерального государственногообразовательного стандарта, стимулировало появление новых форм
библиотечной работы, значительно расширило функции библиотеки и библиотекаря.
Библиотеки переживают «вторжение»смежных отраслей культуры: создание кукольных и драматических
театров,кружков социальной
направленности, создание музеев и мини-музеев. Все эти направления носят информативный,
развивающий, коммуникативный характер. Ставят своей целью вовлечение
обучающихся в коллективное творчество, в исследовательскую и проектную
деятельность.
В этом можно убедиться
на примере работы мини-музея «Государственные символы», на базе школьной
библиотеки.
Основные задачи работы
мини-музея:
1. Работа мини-музея должна расширять функции работы
школьной библиотеки и школьного библиотекаря. В том числе и в области
библиотечно-информационного обслуживания читателей.
2.Способствовать
проведению внеклассных мероприятий, уроков мужества, уроков по краеведению,
уроков по изучению государственных символов России.
3. Мини-музей должен стать отправной точкой при
проведении исследовательской и проектной деятельности обучающихся.
4. Организовывать доступ (экскурсии, музейные уроки) к
собранным экспонатам.
5. Вести подготовку экскурсоводов из среды обучающихся
старших классов школы.
6. Популяризировать отечественную государственную
символику и символику Белгородской области.
7.Активизировать патриотическое воспитание и
образование обучающихся.
Вся работа
по созданию музея в школьной библиотеке посвящена важной и актуальной теме и
отвечает на вопросы учащихся, касающихся истории, смысла и значения
государственной символики России. Государственный флаг, герб, гимн РФ являются
символами, объединяющимиграждан России,
олицетворяющимитрадиции народа, его
общность, то есть те обычаи и особенности, которые позволяют нации быть
сильной, нравственно - чистой и верящей в свое будущее. Изучение истории
государственных символов России имеет большое значение в деле воспитания нового
поколения людей, любящих Родину, ощущающих духовное и кровное родство с
далекими предками, отстоявшими честь, свободу и независимость России. Мини–музей
функционирует как одна из форм развивающей информационной
среды, которая призвана способствовать популяризации Отечественной государственной символики,
патриотическому воспитанию и образованию обучающихся.
Перспективы мини – музея «Государственной символики» в проведении обучающимися МБОУ «ООШ №15», на основе
собранных экспонатов, исследовательских работ по темам:«Сам себе герольд» (Какие существуют формы щитов? Какие цвета
используются в геральдике? Что означают фигуры на гербе? Кто такие герольды?
Создания своего семейного герба, герба школы, герба библиотеки); «Путешествие
со значками по родному краю» - цикл исследовательских и проектных работ на базе
3 «А» класса (Приложение – презентация «Дорожная карта: «Путешествие со значками по родному краю»); «Что символизировали городские гербы» (на примере
гербов Белгородской области); «Гербы городов Золотого кольца России в
Российских значках»; «Увлекательная геральдика» (военные и гражданские
эмблемы); «Выставка семейных
реликвий»; дальнейшая подготовка экскурсоводов мини-музея из среды волонтёров
школы и многое другое.
Практическая значимость мини – музея: экспонаты, а так же готовые проекты и
исследовательские работы, собранные в мини-музее могут быть использованы на
уроках краеведения, истории, окружающего мира, библиотечных уроках, в
дальнейшей проектной и исследовательской деятельности обучающихся.
Из всего вышесказанного можно прийти к следующим
выводам:
·мини-музей позиционирует
себя как многофункциональный общеобразовательный компонент, который
способствует налаживанию межпредметных связей;
·создание мини-музея на базе
школьной библиотеки в общеобразовательном учреждении отвечает на современные
социально-образовательные вызовы, носит долговременный и взаимообогащающий
характер, влияет на формирование гражданской и патриотической позиции
школьников, содействует их творческому и личному росту;
·мини-музей способствует
созданию социальной среды с ориентирующей функцией, где предусмотрена
возможность самостоятельных проб, действий, имеющих реальный эффект, что, в
частности, имеет значение и для повышения уровня социальной и гражданской ответственности
школьников.
·школьная библиотека
становится своеобразной многофункциональной интерактивной музейной площадкой,
при помощи которой повышается и уровень библиотечно-информационного
обслуживания, и возрастает роль библиотеки, как развивающей информационной
среды.
Приложение 1 – методическая разработка«Дорожная
карта: «Путешествие со значками по родному краю»
Приложение 2 – электронная презентация «Дорожная карта:
«Путешествие со значками по родному краю» (методическая разработка).